Ми-28Н — «Ночной охотник» армейской авиации


Этот боевой вертолёт незаслуженно редко мелькает в пресс-релизах и хронике с полей СВО, уступая медийное первенство своему собрату — вертолёту Ка-52. Однако, несмотря на схожесть их тактико-технических характеристик, эти машины выполняют всё же несколько разные задачи, и логика их применения отличается.

Ми-28 – прямой наследник легендарного Ми-24, и его история началась в далёком 1978 году, когда впервые в нашей стране разработку нового винтокрылого «изделия» поручили на конкурсной основе сразу двум КБ — М.Л. Миля и Н.И. Камова. Первые представили одноместный В-80 (позднее — Ка-50), а вторые — Ми-28 (после ряда модернизаций — Ми-28А). Несмотря на победу в конкурсе камовской машины, работы по совершенствованию Ми-28 продолжились.

В середине 90-х началась разработка «ночного» варианта Ми-28Н, который в 2005 вышел на государственные испытания, а в 2009 году официально принят на вооружение. При этом победивший конкурент в лице Ка-50 в ВВС не прижился, и после поставки десятка камовских машин закупки были прекращены, а в КБ спешно приступили к испытаниям двухместных Ка-52.

В итоге, к концу нулевых годов в строевые части начали поступать и Ми-28Н и Ка-52. При этом первому отводилась роль «рабочей лошадки», неприхотливого борта, готового действовать с максимально неподготовленных площадок. Ка-52 — более технологичная и сложная машина для разведывательно-ударных операций.


В состав бортового оборудования, позволяющего применять Ми-28Н в любое время суток и в любых метеоусловиях, входят: вычислительная система «Багет-53», многофункциональные дисплеи в кабине экипажа, нашлемная система целеуказания с очками ночного видения, обзорно-прицельная станция с телевизионным и тепловизионным каналами.

Вооружение включает скорострельную пушку 2А42 калибра 30 мм на подвижной турели, неуправляемые ракеты калибра 80 и 122 мм, до 16 противотанковых управляемых ракет «Штурм-В», «Атака-В» или «Атака-ВН», а также ракеты «Игла-В» и «Стрелец» класса «воздух-воздух».

Источник