Ил-76МД-90А — модернизированная «рабочая лошадка» отечественных ВТА

1 июня — День Военно-транспортной авиации (ВТА) России. Борты и экипажи этого оперативно-стратегического объединения ВКС нечасто становятся героями репортажей из зоны СВО. Несмотря на это, их роль в текущих событиях колоссальна — переброска личного состава и бронетехники, эвакуация раненных, обеспечение манёвров авиационных соединений и многие другие задачи заставляют ВТА работать фактически в режиме нон-стоп больше года.

Уже несколько десятилетий «рабочей лошадкой» и основой отечественной военно-транспортной авиации являются легендарные самолёты Ил-76, отлично зарекомендовавшие себя ещё в Афганистане. Свой первый полёт базовая модификация совершила в далёком 1971 году. В военно-воздушных силах СССР Ил-76 занял нишу между средним военно-транспортным самолётом Ан-12 и тяжёлым Ан-22.

За время эксплуатации самолёт несколько раз модернизировался, в 1978 появилась модификация Ил-76М с увеличенной до 42 тонн грузоподъёмностью, а в 1981 году — Ил-76МД с усиленной конструкцией, грузоподъёмностью в 48 тонн и возможностью автономной эксплуатации. На базе Ил-76 были созданы самолёт-заправщик Ил-78, самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50, воздушный командный пункт Ил-82 и ряд специальных моделей и летающих лабораторий. Во времена СССР было выпущено почти 900 машин различных модификаций, собирались они на авиазаводе в Ташкенте. После распада Союза производство было свёрнуто, шли годы, а альтернативы Ил-76МД так и не было.

С 2009 года началась разработка глубокой модернизации самолёта Ил-76. Новый аппарат должен был производиться на одном из российских авиазаводов, обладать новой силовой из четырёх двигателей ПС-90А3 (вместо Д-30КП), современным бортовым оборудованием и увеличенной до 60 тонн грузоподъёмностью.

Серийное производство новых машин, получивших наименование Ил-76МД-90А, началось в 2011 году на авиазаводе в Ульяновске. Кроме того, на его базе строятся новые заправщики, самолёты ДРЛО и другие специальные варианты.

Источник