Это самолёт с достаточно сложной судьбой — с момента первого полёта опытного образца до поступления серийных машин в строевые части прошло почти 15 лет. История Су-34 началась в конце 90-х, когда ОКБ Сухого приступило к разработке двухместного варианта палубного Су-27К (позже Су-33) с размещением экипажа по принципу «плечо-к-плечу». Это позволяет улучшить взаимодействие экипажа, что важно при учебных полётах и выполнении ударных задач.
В 1990 в воздух поднялся опытный Т-10В — «сухопутная» версия Су-27 с новой кабиной и носовой частью, напоминавшей клюв утки. Флот от этой программы отказался, а самолёт переименовали в Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик), снабдили усиленным шасси, новой хвостовой частью и назвали Су-34. Трудные экономические времена поставили крест на принятии на вооружение самолёта, и его следующим вариантом стал «морской истребитель» сухопутного базирования Су-32ФН, нацеленный на экспорт.
В «нулевых» самолёт снова модернизировали. С 2006 года он начал поступать в строевые части как «фронтовой бомбардировщик Су-34». При этом сохранил свою универсальность, имел оружие класса «воздух-воздух» и фактически являлся истребителем-бомбардировщиком. Самолёты получили прозвище «Селезень».
На Су-34 легла основная тяжесть ударных миссий в Сирии и на полях СВО. На Украине он не только осуществляет удары высокоточным оружием с больших дальностей по наземным целям и системам ПВО, но и работает над «передком» фактически в роли штурмовика.
Ещё со времён Сирии велись разговоры о создании новой модификации Су-34М, которая полностью соответствовала бы сегодняшним требованиям по прицельному комплексу, средствам разведки, системам РЭБ и вооружению. Весь спектр требуемых нововведений ещё пока не реализован. От того, насколько быстро будет модернизирован Су-34, во многом зависит дальнейший успех этого самолёта на фронтах СВО.
По эксплуатационным и лётным характеристикам Су-34 пользуется большим уважением в авиации, некоторые даже называют его «лучшим самолётом в мире».
Источник