Походные священники духовно окормляют казаков не только на полигонах, но и на передовых позициях СВО. В казачьих добровольческих отрядах батюшки исповедуют и причащают, делят с казаками все тяготы окопной жизни, оказывая также первую медицинскую помощь, занимаясь эвакуацией раненых и погибших.
По словам казаков, они любят и ценят своих батюшек за их подвижничество, мужество, душевность, за то, что для казака священник – это воплощение и дома, и родных, которых рядом нет. В сердце и словах батюшки – неиссякаемый источник любви, понимания. В нужную минуту непременно ободрят каждого и найдут важные слова поддержки.
Человек, которому казаки доверяют безусловно
Отец Никифор – настоятель Старонижестеблиевского храма – походный священник добровольческого отряда «Кубань» (БАРС 11) – почти полгода окормлял кубанских казаков под Марьинкой и в других горячих точках СВО. Ему пришлось совмещать богослужебную деятельность с эвакуацией раненых и погибших. Священник вспоминает, как в Рождественскую ночь в экипировке бойца с молитвою на устах он перевозил в машине живых и мертвых.
По словам батюшки, не раз приходилось садиться за руль и везти разведчиков на задание:
– В ночь уехали, к утру вернулись. С Божьей помощью, но не всегда в том же составе…
Походных священников казаки называют «отцами». Для воинов батюшки, по существу, ими и являются: на уровне душевного контакта Отцы утешают каждого и совместной молитвой помогают казакам побеждать страх, обрести мужество и ратное терпение, чтобы каждый день встретить с благодарностью, желанием помочь ближнему и победить.
— Неверующих на фронте не бывает. Это можно на круизном лайнере или в летнем парке предаваться атеистическим рассуждениям. А когда ждешь «прилета» или слышишь специфический шелест, — здесь уже не до дешевых сентенций, – рассказывает отец Никифор.
Отец Никифор искренне восхищается казаками-воинами. И делится своими впечатлениями от общения с ними:
– За пять месяцев на передовой я реально увидел в казаках честь, доблесть, отвагу, мужество. Наше единение с казачеством действительно неразрывно, оно питает нас изнутри, поддерживает.
Особо отметил отец Никифор широту казачьего сердца, способного любить и в моменты соприкосновения с тем, что напоминает им о мирной, домашней жизни, – не скрывать скупую мужскую слезу:
— Гуманитарка – это не просто еда, вещи и бытовые принадлежности — это своего рода пуповина, связывающая фронт с тылом, с родными и близкими, с соотечественниками. Отдельная история — письма детей. Над каждым казаки могут заплакать, не стесняясь слез. И возвышаться духом, – рассказывает отец Никифор.
По словам самих казаков, отец Никифор для них – это человек, которому доверяют безусловно.
– В трудную минуту отец Никифор поддерживает нас словом Божьим. Что дает нам силы совершать подвиги и не бояться смерти. Казаки знают, даже если кто из нас не вернётся из боя, – жизнь продолжится! Мы знаем, что смерти – нет! – говорит казак отряда «Кубань» (БАРС 11) с позывным «Анапа».
Их молитва защитила казаков от верной гибели
Когда началась специальная военная операция на Украине, перед потомственным казаком протоиереем Евфимием Козловцевым не стояло вопроса, ехать ли вместе с казаками сводной казачьей бригады «Дон» имени Архистратига Михаила в зону конфликта или остаться в своем приходе. Своим близким он сказал: «Как я могу их оставить?» И успел за время своего служения в боевых условиях совершить таинство крещения для тех, кто верстался в казаки, исповедать казаков и причастить.
По отзывам добровольцев, отец Евфимий полностью соответствовал их представлениям о походном священнике. Пастырь всегда знал, как поддержать воинов, напоминал: «Никогда нельзя унывать, что бы ни случилось. Господь всегда поможет». Он приучал в тяжелых обстоятельствах читать Иисусову молитву. И ее незримая сила, по рассказам казаков, оберегала их.
* * *
Походный священник сводной казачьей бригады «Дон» имени Архистратига Михаила погиб в ходе СВО.
Ученик 10 класса Табачновской средней общеобразовательной школы имени Н.Г. Сотника Евгений Шорин посвятил отцу Евфимию сочинение «Священник на фронте – сам воин духа». И в нем такие строки: «Оренбургский казак, подъесаул, но, в первую очередь, священник — он выбрал путь служения людям и до конца был верен этому выбору. Он погиб во время ракетного удара по войсковой части, в которой служил». Также Евгений пишет о том, что воины-казаки, которых отец Евфимий успел проводить на боевое задание, выжили. «Может быть, это его молитва защитила их от верной гибели», – считает Евгений Шорин.
* * *
При исполнении пастырских обязанностей по духовному окормлению казачьих добровольческих бригад в Бахмуте погиб как герой, вытаскивая раненых, иеромонах Дамаскин (в миру Денис Волин) из Шуйской епархии Ивановской области.
Как отмечают казаки, он никогда никому не отказывал в просьбах: «Отец Дамаскин был добрым, честным и открытым человеком. Даже разговаривая по телефону, можно было понять, что он улыбается».
* * *
Исполняя обязанности помощника командира части по работе с верующими в селе Журавлевка, попал под обстрел украинского «Смерча» и погиб терский казак Кисловодской станицы протоиерей Олег Артемов.
До принятия сана священнослужителя на рубеже 1980–1990-х у себя на родине, на Ставрополье, Олег Артемов стоял у истоков терского казачества. С казачьим полком имени генерала Ермолова он участвовал в Первой чеченской войне в составе казачьих подразделений. Позже Олег Артемов стал настоятелем храма на своей малой родине и казачьим духовником.
Казаки вспоминают батюшку бескомпромиссным, непримирим к неправде, но очень добрым и отзывчивым: «Будучи очень строгим, отец Олег всегда преображался, когда мы к нему обращались со своими просьбами. И всегда помогал».
С теплотой и благодарностью говорят казаки Волжского войскового казачьего общества о клирике Казанской епархии иерей Анатолие Григорьеве – помощнике председателя отдела Казанской епархии по взаимодействию с казачеством. Отец Анатолий положил душу своя за ближнего в ходе военной спецоперации. По словам казаков, был поистине добрым пастырем для прихожан. Много сделал для воспитания православной молодежи.
В минуту тяжелых испытаний казаки и их походные священники делают одно общее дело, удерживая видимый и невидимый фронт.