Человек я далекий от военного дела, не претендую на знание того, как нужно вести военные действия, чтобы добиться успеха. Однако логично предположить, что, не зная характера своего противника, трудно спланировать правильную стратегию и тактику действий так, чтобы они были успешны.
Отталкиваясь от мысли, что «врага нужно знать в лицо», похоже, у нашего противника с этим никак не складывается, а, следовательно, и победа «не светит»?
Стереотипный образ, поддерживаемый в западных СМИ, рисует нас с вами людьми порочными, грубыми, воинственными и абсолютно неизбирательными.
Проведем небольшой лингвистический анализ небольшого абзаца из типичной статьи некоего Даниела Дрейзнера под названием «Русские верят, что могут выиграть войну».
Ближе к концу статьи, после подробного анализа хода СВО и помощи Запада Украине, автор утверждает, что именно характер русских заставляет Запад наращивать поддержку Украины в текущем конфликте. Обратите внимание на выразительность и количество (!) эпитетов в этом абзаце:
Vicious — порочный, злой, злобный, ужасный, дефектный, ошибочный, норовистый, неправильный
Bellicosity — воинственность, агрессивность, драчливость
Indiscriminate — беспорядочный, неразборчивый, огульный
Crude — сырой, неочищенный, грубый
Вероятно, картинка, формируемая в умах читателей, должна выглядеть, как минимум, так:
Что тут скажешь? Вполне естественно, что эти порочные (а также: злобные, ужасные, дефектные, ошибочные, норовистые, неправильные) русские являются воплощением зла!
Удивительно только насколько заученно, хочется сказать, «замученно» штампуются типовые речевые формулировки по отношению к России. Прямо нейролингвистическое программирование в действии. Выработка рефлекса Павлова на слова «Россия», «русский». Оратор произносит: «Россия», массы вторят: «Злой, кровожадный, хитрый дикарь, водка на завтрак, медведи, зима».
«Зри в корень», — призывал Козьма Прутков, и я предлагаю попробовать найти корень неприязни к нам. Где он и насколько глубок?
Сразу оговорюсь, что, едва прикоснувшись к изучению этого вопроса, цепь ее причин мгновенно затянула меня вглубь, нет, не десятилетий, а тысячелетий! Исследователи предполагают, что масштабная пропагандистская акция по дискредитации Восточной (греческой) части Римской империи впервые была проведена ещё при Октавиане Августе в период его борьбы с Марком Антонием. Тогда же и была сформулирована и донесена до широких масс гражданского населения идея противопоставления «неправильного» Востока и «положительного» Запада.
Сотни лет спустя Русь, принявшая христианство из Константинополя, похоже, унаследовала и этот «багаж».
Олег Неменский, научный сотрудник Института славяноведения РАН, в своей статье «Русофобия как идеология» предлагает «рассматривать русофобию не просто как проявление негативных чувств в отношении России и русских, но как довольно цельную идеологию, то есть особый комплекс идей и концепций, имеющий свою структуру, свою систему понятий и свою историю генезиса и развития в западной культуре, а также свои типичные проявления».
Итак, русофобия — цельная идеология, не прикрытая, а в наши дни даже объявляемая высокопоставленными западными чиновниками мейнстримом, то есть преобладающим направлением текущего периода. Нам понятна вся гамма, глубина и масштаб негативных чувств, а то и иррационально-суеверного страха по отношению к русским. Да что уж мелочиться, и к татарам, чеченцам, башкирам, чувашам, аварцам, армянам, украинцам, даргинцам, казахам, ибо за пределами России — русские все!
Дополните картину научно доказанными особенностями западной культуры, такими как индивидуализм, черно-белое мышление, жесткая конкуренция, переоценка собственных способностей.
Добавьте к этому распространенное среди протестантских христиан США толкование пришествия антихриста из северной страны, то есть из России, и все станет на свои места. Что подводит нас к еще одному уровню русофобии — невидимому, неосязаемому и, пожалуй, более весомому — духовному уровню.
Только ленивый не обратил внимания, что чем больше Россия стремится к своим исконным христианским ценностям, чем громче утверждает приверженность духовным основам, тем более осоловело «визжат» наши оппоненты о так называемой защите «прав человека» извращаться, как ему вздумается.
Нам приписывают злодеяния, которыми с упоением занимаются сами или хотели бы заниматься. Поистине кто громче всех кричит: «Держи вора!», тот сам и украл. А посему особенно крепко стоит задуматься об этой невидимой составляющей нашего противостояния, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Послание к Ефесянам, 6 глава, 12 стих).
Русофобия, как мы выяснили, выбивается из разряда банальных фобий. Нас не понимают и не принимают многоуровнево — на уровнях историческом, духовном и идеологическом! Как говорится, Бог им судья. Смею предположить, что ложное представление о нас дает нам даже некоторое тактическое преимущество.
Однако, не менее, если не более важным для нашей ПОБЕДЫ является то, как МЫ сами видим себя! Кто мы в своих собственных глазах? Кто мы пред Богом? Объективны ли мы по отношению к себе? В чем наша сила? В чем слабость? На что нам опираться, а что укреплять? А вот еще интересный вопрос — есть ли у нас «слепые зоны»?
Как сказал древнекитайский полководец и автор книги «Искусство войны Сунь-Цзы: «Знай врага и знай себя: тогда в тысяче битв не потерпишь поражения».
В заключение, чтобы стереть из головы вышеописанный демонический образ монстра, каковым нас рисуют, хочу предложить читателю другую картинку. Предлагаю образ во многом передающий суть русского характера, образ одновременно милый, слегка внешне наивный, но невероятно стойкий и совершенно «не убиваемый» образ ваньки-встаньки.
Кто понял нас — тот с нами дружит, кто нет — тому несдобровать. Доказано.