Гражданская авиация России: через санкционные тернии – к звёздам

Чтобы описать российские просторы, известный музыкальный коллектив использовал в своём хите запоминающуюся фразу: «От Волги до Енисея». На самом деле масштабы нашей страны ещё более впечатляюще – чтобы долететь из Калининграда до Владивостока, нужно преодолеть 7,5 тысяч километров!
Разумеется, при таких расстояниях без авиации не обойтись. До недавнего времени парк гражданских самолётов насчитывал в РФ порядка тысячи бортов и только 18 процентов из них имели клеймо «Сделано в России». После начала спецоперации по защите Донбасса ситуация изменилась коренным образом. Ведущие мировые авиапроизводители уже в феврале ввели против нашей страны тотальные санкции, прекратив поставку запчастей и техобслуживание лайнеров. В Вашингтоне, Париже и Оттаве ухмылялись: всё, мы надолго приземлили Россию.

Правительству РФ пришлось в кратчайшие сроки решать эту колоссальную проблему. Вопреки западным ожиданиям, летать россияне не перестали – в качестве доказательства можно открыть сайт любого российского аэропорта (кроме тех, где объявлены ограничения по причине СВО). Десятки, сотни рейсов в день, миллионы пассажиров. Да, пока в нашем небе по-прежнему доминируют монополисты планетарного масштаба, «Эйрбас» и «Боинг», но постепенно эти лайнеры будут заменяться на крылатые машины отечественного производства: МС-21, «Сухой-Суперджет», Ту-214, Ил-114, Ил-96.

В сентябре во Владивостоке состоялся международный Восточный экономический форум, в рамках которого были совершены крупные коммерческие сделки. Так вот, самым впечатляющим оказался контракт на поставку «Аэрофлоту» к 2030 году 339 пассажирских самолётов российского производства. Сумма сделки превысила триллион рублей. Исполнитель заказа – «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК).

– Такой спрос должен стать мощным стимулом для авиационных заводов, конструкторских бюро и для многих смежных отраслей, – прокомментировал незаурядное событие Владимир Путин, добавив, что портфель заказов реально увеличить до полутысячи летающих машин.

Самые скорые результаты должен дать среднемагистральный МС-21 «Иркут» вместимостью до 211 человек. Ещё несколько лет назад почуяв в нём конкурента, Запад сделал всё, чтобы проект не состоялся. Так, американцы в 2018 году прекратили поставки в Россию композитных материалов, использующихся в производстве инновационного самолётного крыла. Но специалисты ОАК в кратчайшие сроки разработали отечественные аналоги – и теперь выпуск ультралёгких и сверпрочных крыльев поставлен на поток. Как подчеркнул руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов, таких элементов до сих пор нет ни у европейских, ни у американских авиастроителей.

Сайт корпорации «Иркут» сообщает, что 7 декабря были завершены статические испытания модели, предприятие приступает к подготовке промышленной сборки самолётов. Предполагается, что за предстоящие семь лет будет выпущено 270 авиалайнеров. Между прочим, полностью импортозамещённых.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ